г. Рассказово
ул. Пролетарская, 63 г.
ул. Пролетарская, 63 б.
8 (47531) 28-8-58
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «D», ОБОРУДОВАННЫХ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ПОДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВЕТОВЫХ И ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ
Согласование: Отдела ГИБДД МОМВД РФ «Рассказовский»
Авторы: Н.Ю.Хитрова - директор ЧОУ ДПО «Автошкола ВОА», Милушев С.Ш. – преподаватель ЧОУ ДПО «Автошкола ВОА»
Правообладатель программы: ЧОУ ДПО «Автошкола ВОА», адрес:393250, Тамбовская обл., г.Рассказово, ул. Пролетарская, д.63 «б», Тел.: 8(47531)28-8-58, сайт: www.autodrom68.ru, эл.почта: autodrom68@mail.ru
Нормативный срок освоения программы 36 часов при очно-заочной форме подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ......…………………………………………………………...
4
Рабочий учебный план ………………………………………………………………..
5
Рабочие программы учебных предметов……………………………………...............
6
3.1.
Рабочая учебная программа предмета «Нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения » ……………....
6
3.2.
Рабочая учебная программа предмета «Основы психологии и этики водителя» ……………..................................................................................
8
3.3.
Рабочая учебная программа предмета «Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории «D»….........
9
3.4.
Рабочая учебная программа предмета «Правила пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» ………………………………………………………………………
9
3.5.
Рабочая учебная программа предмета «Первая помощь» …………………..
10
3.6.
Рабочая учебная программа предмета «Теоретические основы и практические навыки безопасного управления транспортным средством категории «D» в различных условиях» …………….........................................
14
Требования к организации учебного процесса………………………………………..
16
Требования к результатам освоения программы……………………………………..
17
Приложения……………………………………………………………………………..
19
Приложение 1. Перечень учебно-методических материалов для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории «D», оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов………………………………………………………………………………….
19
Приложение 2. Литература……………………………………………………………..
20
Приложение 3. Материалы промежуточной и итоговой аттестации………………..
24
Приложение 4. График проведения занятий………………………………………….
55
Приложение 5. Карточка учета практической подготовки…………………………..
57
Приложение 6. Журнал учета занятий………………………………………………..
59
Рабочая программа предназначена для подготовки водителей транспортных средств категории «D», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов в ЧОУ ДПО «Автошкола ВОА» и разработана в соответствии с требованиями федеральных законов «О безопасности дорожного движения», «Об образовании», и Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2010 г. №866 «Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».
Программа подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории "D", оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (далее Программа) содержит в себе требования к содержанию подготовки. Структура и содержание Программы представлены учебным планом, тематическими планами по учебным предметам, программами по учебным предметам, перечнем учебной литературы и материалами итоговой и промежуточной аттестации.
В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.
В тематическом плане по учебному предмету раскрывается последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.
В программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом Программы.
Обучение проводится в соответствии с перечнем учебно-методических материалов для подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории "D", оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (приложение к настоящей программе).
Рабочий учебный план подготовки водителей к управлению транспортными средствами категории "D", оборудованными устройствами для подачи
специальных световых и звуковых сигналов
№№
Предметы
Количество часов
всего
в том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Нормативные правовые акты в
области обеспечения безопасности
дорожного движения
2
2
-
2.
Основы психологии и этики водителя
2
2
-
3.
Технические характеристики и
конструктивные особенности
транспортных средств категории "D"
2
2
-
4.
Правила пользования средствами
радиосвязи и устройствами для
подачи специальных световых и
звуковых сигналов
2
1
1
5.
Методы оказания первой помощи
лицам, пострадавшим в дорожно-
транспортных происшествиях (зачет*)
8
0
8
6.
Теоретические основы и
практические навыки безопасного
управления транспортным средством
категории "D" в различных условиях
18
5
13
Итоговая аттестация:
комплексный экзамен
2
1
1
ВСЕГО
36
13
23
--------------------------------
<*> Зачет проводится за счет учебного времени, отводимого на изучение предмета.
3.1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№
Наименование тем
Количество часов
всего
в том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Обзор нормативных правовых актов в
области обеспечения безопасности
дорожного движения
1
1
-
2.
Порядок использования устройств
для подачи специальных световых и
звуковых сигналов
1
1
-
Итого по предмету
2
2
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Обзор нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002, № 18, ст. 1721; 2003, № 2, ст. 167; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21; № 48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000; № 31, ст. 4196), Правила дорожного движения (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст. 5521; 2000, № 18, ст. 1985; 2001, № 11, ст. 1029; 2002, № 9, ст. 931; № 27, ст. 2693; 2003, № 20, ст. 1899; № 40, ст. 3891; 2005, № 52, ст. 5733; 2006, № 11, ст. 1179; 2008, № 8, ст. 741; № 17, ст. 1882; 2009, № 2, ст. 233; 2010, № 9, ст. 976; № 20, ст. 2471), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295, 4298; 2003, № 1, ст. 2; № 27, ст. 2700, ст. 2708, 2717; № 46, ст. 4434, 4440; № 50, ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 19, ст. 1838; № 30, ст. 3095; № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10, ст. 762, 763; № 13, ст. 1077, 1079; № 17, ст. 1484; № 19, ст. 1752; № 25, ст. 2431; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, ст. 3124, 3131; № 40, ст. 3986; № 50, ст. 5247; № 52, ст. 5574, 5596; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172, 175; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380, 2385; № 28, ст. 2975; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4633, 4634, 4641; № 50, ст. 5279, 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 25, 29, 33; № 7, ст. 840; № 15, ст. 1743; № 16, ст. 1824, 1825; № 17, ст. 1930; № 20, ст. 2367; № 21, ст. 2456; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6034, 6065; № 50, ст. 6246; 2008, № 10, ст. 896; № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251, 2259; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3582, 3601, 3604; № 45, ст. 5143; № 49, ст. 5738, 5745, 5748; № 52, ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 771, 777; № 19, ст. 2276; № 23, ст. 2759, 2767, 2776; № 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; № 29, ст. 3597, 3599, 3642, 3635; № 30, ст. 3735, 3739; № 45, ст. 5265, 5267; № 48, ст. 5711, 5724, 5755; № 52, ст. 6406, 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 11, ст. 1169, 1176; № 15, ст. 1743, 1551; № 18, ст. 2145; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530; № 23, ст. 2790; № 25, ст. 3070; № 27, ст. 3416, 3429; № 28, ст. 3553; № 30, ст. 4000, 4002, 4005, 4006, 4007; № 31, ст. 4155, 4164, 4191, 4192, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208; № 32, ст. 4298), Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 22, ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст. 871, 873; № 11, ст. 1255; № 12, ст. 1407; № 28, ст. 3489, 3490, 3491; 2001, № 11, ст. 1002; № 13, ст. 1140; № 26, ст. 2587, 2588; № 33, ст. 3424; № 47, ст. 4404, 4405; № 53, ст. 5028; 2002, № 10, ст. 966; № 11, ст. 1021; № 19, ст. 1793, 1795; № 26, ст. 2518; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 11, ст. 954; № 15, ст. 1304; № 27, ст. 2708, 2712; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4848, 4855; 2004, № 30, ст. 3091, 3092, 3096; 2005, № 1, ст. 1, ст. 13; № 30, ст. 3104; № 52, ст. 5574; 2006, № 2, ст. 176; № 31, ст. 3452; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 46; № 16, ст. 1822, 1826; № 21, ст. 2456; № 31, ст. 4000, 4011; № 45, ст. 5424; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246, 6048; 2008, № 7, ст. 551; № 15, ст. 1444; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3601; № 48, ст. 5513; № 52, ст. 6235; 2009, № 1, ст. 29; № 7, ст. 788; № 18, ст. 2146; № 23, ст. 2761; № 26, ст. 3139; № 31, ст. 3921, 3922; № 44, ст. 5170; № 45, ст. 5263, 5265; № 51, ст. 6161; № 52, ст. 6453; 2010, № 1, ст. 4; № 8, ст. 786; № 14, ст. 1553; № 15, ст. 1744, 1756; № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525, 2530; № 25, ст. 3071; № 27, ст. 3431; № 31, ст. 4164, 4166, 4193), часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063; 2002, № 12, ст. 1093; № 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, № 2, ст. 167; № 52, ст. 5034; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 1, ст. 18, 39, 43; № 27, ст. 2722; № 30, ст. 3120; 2006, № 2, ст. 171; № 3, ст. 282; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2881; № 31, ст. 3437; № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5497, 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3993; № 41, ст. 4845; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2253; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3597, 3616, 3617; 2009, № 1, ст. 14, 19, 20, 23; № 7, ст. 775; № 26, ст. 3130; № 29, ст. 3582, 3618; № 52, ст. 6428; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4163).
О требованиях к транспортным средствам оперативных служб, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан.
Тема 2. Правила пользования устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с включенным проблесковым маяком синего цвета и специальным звуковым сигналом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.
Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки транспортных средств, предупредительные надписи и обозначения.
3.2. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ВОДИТЕЛЯ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ №
Наименование тем
Количество часов
всего
в том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
Раздел 1. Психология управления транспортным средством категории "C"
1.
Профессиональная надежность
водителя.
Управление транспортным
средством категории "D" в
экстремальных условиях деятельности.
1
1
-
Раздел 2. Этические основы управления транспортным средством категории
"D" и безопасность движения
2.
Основные категории этики и морали в
обеспечении безопасности дорожного
движения.
Профессиональная этика водителя.
1
1
-
Итого по предмету
2
2
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Психология управления транспортным средством категории "D"
Тема 1. Профессиональная надежность водителя.
Требования профессии к человеку. Профессионально важные качества водителя транспортного средства категорий "D", оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональная надежность водителя и условия ее развития.
Тема 2. Управление транспортным средством категории "D" в экстремальных условиях деятельности.
Экстремальные условия профессиональной деятельности водителя транспортного средства категории "D", оборудованного специальными световыми и звуковыми сигналами. Профессиональный стресс и способы его профилактики.
Раздел 2. Этические основы управления транспортным средством категории "D" и безопасность движения
Тема 1. Основные категории этики и морали в обеспечении безопасности дорожного движения.
Этика, мораль и нравственность, основные функции морали. Нормы и принципы как элементы морали и нравственности, их проявления в деятельности водителя специальным транспортным средством. Нравственная регуляция поведения человека в профессиональной деятельности. Этические качества личности.
Тема 2. Профессиональная этика водителя.
Понятие профессиональной этики водителя, управляющего транспортным средством категории "D", оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
3.3. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «D»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ №
Наименование темы
Количество часов
всего
в том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Технические характеристики и
конструктивные особенности
транспортных средств категории "D"
2
2
-
Итого по предмету
2
2
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Технические характеристики и конструктивные особенности транспортных средств категории "D".
Обзор технических характеристик эксплуатируемых транспортных средств категории "D". Типы трансмиссий, применяемых на современных транспортных средствах категории "D", и их конструктивные особенности. Особенности управления транспортным средством категории "D" с учетом конструкции трансмиссии.
Системы активной безопасности.
3.4. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ РАДИОСВЯЗИ И УСТРОЙСТВАМИ
ДЛЯ ПОДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВЕТОВЫХ И ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ №
Наименование темы
Количество часов
всего
в том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Правила пользования средствами
радиосвязи и устройствами для
подачи специальных световых и
звуковых сигналов на транспортном
средстве категории "D"
2
1
1
Итого по предмету
2
1
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Правила пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов на транспортном средстве категории "D".
Правила пользования средствами радиосвязи.
Виды устройств, предназначенных для подачи специальных звуковых и световых сигналов, правила установки и обращения с ними.
3.5. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№
Наименование тем
Количество часов
всего
в том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Порядок оказания помощи
пострадавшим в дорожно-
транспортных происшествиях (ДТП).
Средства первой помощи.
Аптечка первой помощи
(автомобильная).
Профилактика инфекций, передающихся
с кровью и биологическими
жидкостями человека
0,5
-
0,5
2.
Правила и порядок осмотра
пострадавшего.
Оценка состояния пострадавшего.
Извлечение пострадавших из
автомобиля.
Основные транспортные положения
1
-
1
3.
Сердечно-легочная реанимация (СЛР).
Первая помощь при нарушении
проходимости верхних дыхательных
путей
1,5
-
1,5
4.
Первая помощь при острой
кровопотере и травматическом шоке.
Первая помощь при ранениях
1
-
1
5.
Первая помощь при травме опорно-
двигательной системы
1
-
1
6.
Первая помощь при травме головы.
Первая помощь при травме груди.
Первая помощь при травме живота
1
-
1
7.
Первая помощь при термических,
химических ожогах.
Первая помощь при отморожении,
переохлаждении
0,5
-
0,5
8.
Первая помощь при политравме
1,5
-
1,5
Итого:
8
0
8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Порядок оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Средства первой помощи. Аптечка первой помощи (автомобильная). Профилактика инфекций, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.
Практическое занятие по теме 1.
Понятие "первая помощь". Неотложные состояния, требующие проведения мероприятий первой помощи, правила и порядок их проведения. Порядок действий водителя на месте ДТП с пострадавшими. Правила и порядок осмотра места ДТП, вызова скорой медицинской помощи.
Использование средств из аптечки первой помощи (автомобильной) и подручных средств первой помощи для проведения искусственной вентиляции легких способом "рот-устройство-рот" (лицевая маска с клапаном), временной остановки наружного кровотечения (кровоостанавливающий жгут, перевязочные средства стерильные, нестерильные), иммобилизации, индивидуальной защиты рук, согревания пострадавших.
Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи. Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся с кровью и биологическими жидкостями человека.
Тема 2. Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Основные транспортные положения.
Практическое занятие по теме 2.
Правила и порядок осмотра пострадавшего. Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Отработка порядка осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приемов нахождения пульса на лучевой и сонной артериях.
Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Отработка приема "спасательный захват" для быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля.
Понятие о "возвышенном положении", "положении полусидя", "противошоковом положении", "стабильном боковом положении". Отработка приемов придания пострадавшим транспортных положений при сильном кровотечении, травматическом шоке, при травме головы, груди, живота, таза, позвоночника (в сознании, без сознания). Отработка приема перевода пострадавшего в "стабильное боковое положение".
Отработка приемов перекладывания пострадавшего различными способами.
Тема 3. Сердечно-легочная реанимация (СЛР). Первая помощь при нарушении проходимости верхних дыхательных путей.
Практическое занятие по теме 3.
Достоверные признаки клинической смерти. Сердечно-легочная реанимация. Базовый реанимационный комплекс. Критерии эффективности СЛР. Ошибки и осложнения СЛР. Показания к прекращению СЛР.
Отработка приемов определения сознания, дыхания, кровообращения. Отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей: запрокидывание головы с выдвижением подбородка, очищение ротовой полости от видимых инородных тел. Отработка приемов искусственного дыхания "рот ко рту", "рот к носу", с применением устройств для искусственного дыхания. Отработка приемов непрямого массажа сердца взрослому и ребенку. Отработка техники проведения базового реанимационного комплекса в соотношении 30 толчков : 2 вдоха (30:2). Особенности СЛР у детей. Перевод пострадавшего в "стабильное боковое положение".
Решение ситуационных задач по теме 3.
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.
Тема 4. Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. Первая помощь при ранениях.
Практическое занятие по теме 4.
Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери. Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении. Понятие о травматическом шоке, причины, признаки, порядок оказания первой помощи. Мероприятия, предупреждающие развитие травматического шока.
Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения: пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедренной); максимальное сгибание конечности в суставе; наложение давящей повязки на рану; наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), правила наложения. Отработка порядка оказания первой помощи при травматическом шоке: устранение основной причины травматического шока (временная остановка кровотечения, выполнение простейших приемов обезболивания), восстановление и поддержание проходимости верхних дыхательных путей, придание противошокового положения, согревание пострадавшего. Простейшие приемы обезболивания: придание физиологически выгодного (удобного) положения, иммобилизация, охлаждение места травмы.
Правила и порядок оказания первой помощи при ранениях. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приемы). Наложение повязок на различные анатомические области тела человека. Правила, особенности, отработка приемов наложения повязок.
Решение ситуационных задач по теме 4.
Тема 5. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы.
Практическое занятие по теме 5.
Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. Принципы и порядок оказания первой помощи.
Отработка приемов первой помощи при открытых и закрытых переломах. Иммобилизация подручными средствами при скелетной травме верхних и нижних конечностей: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени. Аутоиммобилизация верхних и нижних конечностей. Наложение шейной шины, изготовленной из подручных материалов. Типичные ошибки иммобилизации.
Основные проявления травмы шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника с повреждением спинного мозга, без повреждения спинного мозга. Транспортные положения, особенности перекладывания. Основные проявления травмы таза. Отработка приема придания транспортного положения пострадавшему с травмой таза, приемы фиксации костей таза.
Решение ситуационных задач по теме 5.
Тема 6. Первая помощь при травме головы. Первая помощь при травме груди. Первая помощь при травме живота.
Практическое занятие по теме 6.
Травма головы, порядок оказания первой помощи. Наложение повязок на раны волосистой части головы, при травмах глаза, уха, носа.
Основные проявления черепно-мозговой травмы. Порядок оказания первой помощи. Отработка приемов оказания первой помощи пострадавшему с черепно-мозговой травмой. Придание транспортного положения пострадавшему в сознании, без сознания. Наложение повязки при подозрении на открытый перелом костей черепа.
Травма груди, основные проявления, понятие об открытом пневмотораксе, острой дыхательной недостаточности. Порядок оказания первой помощи. Отработка приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшему с травмой груди. Наложение повязки при открытой травме груди. Наложение повязки при наличии инородного тела в ране груди. Придание транспортного положения при травме груди.
Травма живота, основные проявления. Порядок оказания первой помощи. Отработка приемов оказания первой помощи при закрытой и открытой травмах живота, при наличии инородного тела в ране и выпадении в рану органов брюшной полости.
Решение ситуационных задач по теме 6.
Тема 7. Первая помощь при термических, химических ожогах. Первая помощь при отморожении, переохлаждении.
Практическое занятие по теме 7.
Ожоговая травма, первая помощь.
Виды ожогов, основные проявления. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, отравление угарным газом и продуктами горения, основные проявления. Отработка приемов и порядка оказания первой помощи при термических и химических ожогах, ожоге верхних дыхательных путей.
Холодовая травма, первая помощь.
Виды холодовой травмы. Основные проявления переохлаждения (гипотермии), порядок оказания первой помощи, способы согревания. Основные проявления отморожения, оказание первой помощи.
Решение ситуационных задач по теме 7.
Тема 8. Первая помощь при политравме.
Практическое занятие по теме 8.
Решение ситуационных задач для повторения и закрепления приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшим в ДТП с единичными и множественными повреждениями.
3.6. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО
УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАТЕГОРИИ «D»
В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ №
Наименование тем
Количество часов
всего
в том числе
теоретические
занятия
практические
занятия
1.
Основы движения транспортного
средства категории "D"
1
1
-
2.
Тактика безопасного управления
транспортным средством категории
"D"
3
3
-
3.
Практическая подготовка
12
-
12
4.
Контраварийная подготовка
1
-
1
5.
Контрольное занятие
1
-
1
Итого по предмету
18
4
14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Основы движения транспортного средства категории "D".
Силы, действующие на транспортное средство категории "D" в различных условиях. Устойчивость и управляемость, коэффициент сцепления и его зависимость от различных условий. Занос задней оси, снос передней оси автомобиля, причины их возникновения и способы устранения. Остановочный и тормозной путь.
Тема № 2. Тактика безопасного управления транспортным средством категории "D".
Понятие "закрытый обзор", оперативная и опережающая реакции водителя. Особенности управления на различных скоростях движения.
Взаимодействие с другими участниками дорожного движения.
Типичные дорожно-транспортные ситуации (ДТС) и дорожно-транспортные происшествия (ДТП) при движении с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами.
Разбор типичных ДТС и ДТП методом ситуационного анализа. Рекомендации водителям.
Тема № 3. Практическая подготовка.
Упражнение 1. Маятник правой рукой и левой с поворотом рулевого колеса на угол 120°.
Упражнение 2. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с подниманием и прохождением другой руки над хватом.
Упражнение 3. Маятник поочередно правой - левой рукой (поворот рулевого колеса на угол 120°) с перехватами в скрестный обозначаемый хват.
Упражнение 4. "Двойной маятник" с поворотом рулевого колеса на угол 240° со скрестным перехватом.
Упражнение 5. Круговое руление со скрестным перехватом в верхнем секторе рулевого колеса.
Упражнение 6. Скоростное руление двумя руками со скрестным перехватом на боковом секторе.
Упражнение 7. Перехват через ладонь.
Упражнение 8. Скоростное руление одной рукой с перехватом через ладонь.
Упражнение 9. Скоростное руление двумя руками;
Упражнение 10. Скоростное руление правой рукой;
Упражнение 11. Скоростное руление левой рукой.
Маневрирование:
Упражнение 1. "Змейка" двумя руками.
Упражнение 2. "Змейка" правой рукой.
Упражнение 3. "Змейка" левой рукой.
Упражнение 4. "Змейка" скоростная двумя руками.
Упражнение 5. Поворот - выравнивание.
Упражнение 6. Маневрирование задним ходом.
Упражнение 7. "Змейка" с изменяющимся шагом.
Упражнение 8. "Змейка" стандартная, руление двумя руками;
Упражнение 9. Разворот восьмерка.
Торможение:
Упражнение 1. Торможение плавное.
Упражнение 2. Торможение прерывистое.
Упражнение 3. Торможение ступенчатое.
Упражнение 4. Торможение комбинированное.
Упражнение 5. Торможение в повороте.
Упражнение 6. Экстренный разгон - экстренное торможение.
Габаритная подготовка:
Упражнение 1. "Маятник" между ограничителями передним и задним ходом.
Упражнение 2. Торможение у препятствия.
Упражнение 3. Габаритные коридоры.
Упражнение 4. Туннельные ворота задним ходом.
Упражнение 5. Габаритные ворота.
Тема № 4. Контраварийная подготовка.
Упражнение 1. Торможение - занос - выравнивание.
Упражнение 2. Стабилизация автомобиля при заносе задней оси.
Упражнение 3. Стабилизация автомобиля при сносе передней оси.
Упражнение 4. Стабилизация автомобиля при ритмичном заносе.
Контрольное занятие.
Примечание: Кроме приведенных в программе упражнений могут применяться и другие упражнения согласно образовательной программе, утвержденной организацией, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств.
Учебные группы создаются численностью до 30 человек. Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий составляет академический час (45 минут), а при обучении вождению - 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.
Теоретическое и практическое обучение проводятся в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем учебных материалов для подготовки водителей (Приложение).
В ходе практического обучения по предмету «Основы оказания медицинской помощи» обучающиеся должны уметь выполнять приемы по оказанию доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.
Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия. Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений. Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.
По предмету «Оказание медицинской помощи» проводится зачет.
По завершению обучения проводится итоговая аттестация.
Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается руководителем организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств категории «D», оборудованных спецсигналами.
Основными видами аттестационных испытаний являются: комплексный экзамен и практический экзамен по управлению транспортным средством.
Комплексный экзамен проводится по предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами».
Экзамен и зачеты проводятся с использованием экзаменационных билетов, разработанных в организации, осуществляющей подготовку водителей транспортных средств на основе данной Программы, и утвержденных руководителем этой организации.
На прием экзамена отводится 2 академических часа. При проведении экзаменов с использованием автоматизированных систем, время, отводимое на экзамен уменьшается до фактически затраченного.
Практический экзамен по управлению транспортным средством проводится в два этапа. Первый этап проводится на закрытой площадке или автодроме, торой этап на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения. Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом.
По результатам итоговой аттестации выдается свидетельство о прохождении обучения действующего образца.
Водитель транспортных средств категории «D», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов должен уметь:
• безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;
• управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты возникшие между участниками дорожного движения;
• выполнять контрольный осмотр транспортного средства перед выездом и при выполнении поездки;
• заправлять транспортное средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических
требований;
• обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозке, либо прием, размещение и перевозку грузов;
• уверенно действовать в нештатных ситуациях;
принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи
пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;
• устранять возникшие во время эксплуатации транспортного средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
• своевременно обращаться к специалистам за устранением выявленных технических неисправностей;
• совершенствовать свои навыки управления транспортным средством.
Водитель транспортных средств категории «D», оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов должен знать:
• назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортного средства;
• правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
• виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• основы безопасного управления транспортными средствами:
• о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление транспортным средством;
• перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
• приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
• порядок выполнения контрольного осмотра транспортного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
• правила техники безопасности при проверке технического состояния
транспортного средства, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ
К УПРАВЛЕНИЮ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ КАТЕГОРИИ "D",
ОБОРУДОВАННЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ДЛЯ ПОДАЧИ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СВЕТОВЫХ И ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ
№ №
Наименование учебно-методических материалов
Единица
измерения
Количество,
не менее
Учебно-программная и методическая документация
1.
Примерная программа подготовки водителей,
утвержденная в установленном порядке
Штук
2
2.
Образовательная программа подготовки
водителей транспортных средств категории
"C", утвержденная руководителем
образовательного учреждения
Штук
2
3.
Методические рекомендации по организации
образовательного процесса, утвержденные
руководителем образовательного учреждения
Комплект
1
4.
Материалы для проведения промежуточной и
итоговой аттестации обучающихся,
утвержденные руководителем образовательного
учреждения
Комплект
1
Учебно-наглядные пособия
5.
Правила дорожного движения Российской
Федерации
Штук
3
6.
Дорожно-транспортные ситуации, возникающие
при движении транспортного средства
категории "D" с включенными специальными
световыми и звуковыми сигналами
Комплект
1
7.
Системы активной безопасности транспортного
средства категории "D"
Комплект
1
Перечень учебной литературы определяется образовательным учреждением или
организацией, осуществляющей подготовку
Примечание. Учебно-наглядное пособие может быть представлено в виде плаката, стенда, макета, планшета, модели, схемы, электронного учебного издания, кинофильма, видеофильма, диафильма и так далее.
Приложение 2
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения».
2. Указ Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» (с изменениями от 28 декабря 2004 г., 22 марта, 1, 6 октября 2005 г., 5 апреля 2006 г., 6 марта, 21 мая, 8, 27 сентября, 23 октября, 17 ноября, 23 декабря 2008 г., 30 января, 5 марта, 14 мая 2010 г.)
3. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г., 23 апреля 2007 г., 3 июля 2008 г.)
7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 27 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 22 июля, 25 ноября 2008 г., 9 февраля, 5 апреля, 28 июня, 9 ноября 2009 г., 11 февраля, 9 марта, 30 апреля, 23, 27 июля 2010 г.)
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля 2010 г.)
9. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (с изменениями от 8 января 1996 г., 31 октября 1998 г., 21 апреля 2000 г., 24 января 2001 г., 21 февраля, 28 июня 2002 г., 7 мая, 25 сентября 2003 г., 14 декабря 2005 г., 28 февраля 2006 г., 16 февраля, 19 апреля, 30 сентября, 29 декабря 2008 г., 27 января 2009 г., 24 февраля, 10 мая 2010 г.)
10. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 876 «О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» (с изменениями от 14 февраля 2009 г.)
11. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2006 г. № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах» (с изменениями от 31 января, 19 июня 2007 г., 27 февраля, 23 апреля, 15 июля 2008 г., 27 июня 2009 г., 23 марта, 12 апреля, 2 сентября 2010 г.)
12. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (с изменениями от 10 сентября 2010 г.)
19. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 157 «О внесении изменений и дополнений в особые условия приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»
33.Богданов О., Цыганков Э. Трамплин-полет. – М.: «Илби», 1996. 416 с.
37.Кузин В.В., Цыганков Э.С., Захаров и др. Контраварийная подготовка водителей автотранспортных средств. РИО РГАФК. – М.: 1995. – 246 с.
42.Цыганков Э.С. 120 приемов контраварийного вождения. - М.: ООО ИД «РИПОЛ классик», 2005 г. – 320с.
43.Цыганков Э.С. Экстренное маневрирование: (17 упражнений по совершенствованию управления автомобилем). – М.: Транспорт, 1993. 63 с.
Приложение 3
МАТЕРИАЛЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКИ ВОДИТЕЛЯ»
1. Установите соответствие темперамента:
2. Психический познавательный процесс, связанный с отражением в сознании сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:
3. Информация лучше запоминается, если она:
4. От процесса запоминания зависит (-ят) в сохранении материала:
а.отсутствием со стороны руководителя дифференцированного похода к индивидуальным психологическим особенностям сотрудников;
б.степенью комфортности работы, социального самочувствия коллектива;
в.круговой порукой в служебном коллективе;
г.либеральным стилем руководства.
а.негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности;
б.противоречие между нормами профессиональной этики;
в.взаимодействие между людьми в процессе их совместной деятельности;
г.противоречие между субъектами профессионального взаимодействия.
а.действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;
б.добиваться своей цели любыми доступными ему средствами;
в.немедленно обратиться за поддержкой к начальнику органа внутренних дел;
г.привлекать на свою сторону как можно больше членов коллектива.
а.игнорировать оппонента, невзирая на необходимость совместной деятельности;
б.попытаться получить справку о временной нетрудоспособности;
в.принять меры по преодолению негативных последствий конфликта интересов;
г.попытаться извлечь выгоду из конфликта.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «D»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ КАТЕГОРИИ «D» В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ»
а. впереди вашего автомобиля;
б. сзади вашего автомобиля;
в. сбоку от вашего автомобиля;
г. вокруг вашего автомобиля.
а. вы будете часто смотреть в зеркало заднего вида;
б. проверять свое расположение на проезжей части;
в. наблюдать только за обстановкой непосредственно впереди капота вашего автомобиля:
г. наблюдать обстановку на достаточно большом расстоянии впереди.
а. наблюдать за самыми важными, с точки зрения безопасности движения, объектами и событиями с помощью быстрых и непродолжительных взглядов;
б. выдержать дистанцию не более 2-3 м;
в. увеличивать скорость при проезде мимо стоящих автомобилей;
г. как можно чаще менять полосу движения.
а. почаще смотреть в зеркало заднего вида;
б. всегда двигаться с включенными габаритными огнями;
в. подавать предупредительный сигнал поворота не менее чем за 1 км;
г. двигаться со скоростью большей средней скорости транспортного потока.
а. постоянно менять полосу движения, чтобы двигаться с большей скоростью;
б. постоянно наблюдать за транспортными средствами, движущимися по соседним полосам;
в. подавать предупреждающий сигнал поворота в момент начала маневра;
г. стараться «вклиниться» в любой промежуток в транспортном потоке.
а. подают сигнал рукой перед снижением скорости;
б. двигаются с постоянной скоростью;
в. часто меняют полосу движения;
г. соблюдают дистанцию.
а. отвлекать свое внимание на пассажиров, находящихся в вашем автомобиле;
б. регулировать громкость радиоприемника;
в. наблюдать за обстановкой сзади;
г. следить за пешеходами, стоящими у проезжей части дороги.
а. как можно более частое обращение к карте;
б. остановка автомобиля и получение нужной информации у прохожих;
в. внимательное наблюдение за дорожными знаками и изменением скорости транспортных средств, движущихся впереди.
а. когда движение на перекрестке очень интенсивное;
б. только когда имеется знак «СТОП»;
в. только когда имеется светофор;
г. всегда.
а. после того, как начали поворот;
б. примерно за 200 м до начала поворота;
в. непосредственно перед выполнением поворота;
г. только когда движение очень интенсивное.
а. слегка притормаживайте;
б. держитесь на полосе как можно левее или правее в зависимости от направления поворота;
в. смотрите прямо в направлении вашего движения;
г. выключите сигнал поворота.
а. подать предупреждение световым и звуковым сигналом автомобилю, движущемуся впереди;
в. проверить наличие транспортных средств, перемещающихся в тот же ряд слева и сзади вас.
а. всегда включайте дальний свет;
б. сокращайте дистанцию до лидирующего автомобиля;
в. наблюдайте за дорогой не только в области, освещенной фарами вашего автомобиля, но и за ее пределами;
а. в течение некоторого времени двигайтесь с меньшей скоростью;
б. увеличьте скорость движения;
в. включите освещение салона;
г. двигайтесь с прежней скоростью.
а. скорость на 10 км/ч ниже средней скорости потока;
б. скорость на 10 км/ч выше средней скорости транспортного
потока;
в. скорость, равная средней скорости потока;
г. скорость, не превышающая разрешенные пределы.
а. продолжайте двигаться с той же скоростью;
б. увеличьте скорость движения;
в. снижайте скорость движения и внимательно смотрите на дорогу;
г. резко тормозите.
а. посильнее нажимайте на тормоз при необходимости снижения скорости;
б. снижайте скорость как можно более плавно;
в. почаще меняйте скорость движения;
г. сократите дистанцию до впереди движущегося автомобиля.
а. будьте осторожны и снизьте скорость движения, так как дождь, реагируя с нефтепродуктами, входящими в состав покрытия дороги, делает ее поверхность скользкой;
б. не снижайте скорость движения, если дождь не станет очень сильным;
в. если вы находитесь недалеко от пункта назначения, прибавьте скорость, чтобы двигаться под дождем как можно меньше времени;
г. остановитесь и переждите, пока дождь не закончится.
а. не снижайте скорость движения;
б. увеличьте скорость, если при движении возникает хлюпающий звук;
в. увеличьте дистанцию до лидирующего транспортного средства, особенно, если это грузовой автомобиль;
г. увеличьте скорость движения, если чувствуете, что колеса вашего автомобиля теряют контакт с дорогой.
а. выше точки замерзания воды;
б. ниже точки замерзания воды;
в. около точки замерзания воды;
г. значительно ниже точки замерзания воды.
а. снизить скорость движения сразу после въезда на такой участок;
б. при движении по такому участку поддерживать равномерную скорость движения;
в. увеличить скорость при движении по этому участку.
а. несколько увеличить скорость после прохождения начала подъема;
б. снижать скорость по мере прохождения подъема;
в. равномерно нажимать на педаль газа;
г. слегка снизить скорость в начале подъема.
а. снизить скорость перед началом спуска и затем постоянно нажимать на педаль тормоза;
б. перейти на пониженную передачу перед началом спуска и стараться не тормозить в процессе движения на спуске;
в. двигаться на нейтральной передаче;
г. увеличивать скорость движения по мере прохождения спуска.
а. остановиться в центре перекрестка и осмотреть обстановку;
б. замедлить скорость движения и подать звуковой сигнал;
в. остановиться у перекрестка и затем медленно выезжать на него, внимательно осматривая обстановку в зоне ограниченной видимости;
г. увеличить скорость и как можно быстрее проехать опасный перекресток.
а. включить третью передачу;
б. включить первую передачу и резко отпустить сцепление;
в. включить вторую передачу, а потом перейти на первую;
г. включить вторую передачу и медленно отпускать сцепление.
а. переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
б. уменьшать давление на педаль газа;
в. переключаться на пониженную передачу;
г. подавать предупреждающий сигнал водителям транспортных средств, движущихся сзади.
а. педали тормоза и педали сцепления одновременно;
б. только педали тормоза;
в. сначала педали сцепления, а затем тормоза;
г. сначала педали тормоза, а затем сцепления.
а. надо тормозить короткими нажатиями на педаль тормоза;
б. выключить двигатель и включить стояночный тормоз;
в. резко нажать на тормоз;
г. резко повернуть рулевое колесо влево и нажать на тормоз.
а. при движении по дороге с асфальтовым покрытием;
б. на поворотах дорог с плохим покрытием при резком торможении;
в. при движении задним ходом.
а. внимательно наблюдайте за дорогой на расстоянии 5-10 м впереди вашего автомобиля;
б. смотрите на правую сторону дороги;
в. смотрите на левую сторону дороги;
г. фиксируйте свой взгляд на середине полосы, по которой вы движетесь, на достаточно большом расстоянии впереди.
а. увеличить дистанцию;
б. часто изменять скорость движения;
в. двигаться по левой стороне полосы движения;
г. уменьшить дистанцию.
а. обогнать его;
б. снизить скорость своего движения;
в. съехать в сторону и разобраться в причине снижения скорости движущегося впереди вас автомобиля;
г. съехать на обочину дороги и остановиться.
а. уменьшить дистанцию;
б. двигаться со скоростью не более 10 км/ч;
в. быть готовым к тому, что движущийся впереди автомобиль будет тормозить;
г. использовать левую обочину для обгона лидирующего автомобиля, если он движется очень медленно.
а. увеличить скорость и быстро съехать с дороги;
б. увеличить дистанцию до лидирующего автомобиля;
в. двигаться по крайней левой полосе;
г. включить дальний свет.
а. снизить скорость и увеличить дистанцию до лидирующего автомобиля;
б. увеличить скорость и уменьшить дистанцию;
в. принять вправо;
г. продолжать движение с той же дистанцией.
а. оно может помешать движению встречного транспорта;
б. увеличить скорость;
в. неожиданно повернуть направо;
г. остановиться или замедлить движение перед поворотом налево.
а. двигаться как можно ближе к нему, чтобы не мешать движению автомобилей, движущихся в попутном направлении;
б. обеспечить достаточный боковой интервал на случай, если внезапно откроется дверь стоящего автомобиля или из-за него появится пешеход, переходящий дорогу;
в. продолжать двигаться с той же скоростью, так как вы обладаете преимущественным правом проезда по отношению к водителю стоящего автомобиля;
г. снизить скорость до 10 км/ч.
а. снижайте скорость движения и примите как можно правее;
б. увеличьте скорость движения и постарайтесь не пересечься со встречным автомобилем;
в. сворачивайте на полосу встречного движения;
г. подайте звуковой сигнал и двигайтесь с прежней скоростью.
а. заблаговременно до начала поворота;
б. после снижения скорости перед началом поворота;
в. в тот момент, когда вы начали поворачивать рулевое колесо;
г. только в том случае, когда сзади вас движутся транспортные средства.
а. только дальний свет фар;
б. аварийную сигнализацию;
в. дальний или ближний свет фар.
а. с плохим состоянием тормозов;
б. с опасными обгонами;
в. малой дистанцией при движении за лидирующими автомобилями;
г. с грузовиками, движущимися с небольшой скоростью.
а. остановиться перед въездом на автомагистраль;
б. подать звуковой сигнал перед въездом на автомагистраль;
в. двигаться со скоростью не более 40 км/ч;
г. быть готовым к тому, что другие автомобили, находящиеся на въезде, замедлят движение.
а. подать звуковой сигнал, чтобы предупредить других водителей;
б. немного уменьшить скорость движения, так как вы не видите обстановку за подъемом;
в. приблизиться как можно ближе к автомобилю, движущемуся впереди вас для того, чтобы сразу за подъемом обогнать его.
а. поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение;
б. включите ближний свет;
в. включите прямую передачу;
г. опробуйте исправность тормозов и перейдите на пониженную передачу.
а. быть готовым остановиться, при внезапном торможении автомобиля, движущегося впереди;
б. выехать на перекресток, даже если видите, что не сможете закончить поворот;
в. избегать смотреть за обстановкой впереди лидирующего транспортного средства;
г. двигаться как можно ближе к правому краю дороги.
а. убедиться, что ваш маневр не помешает встречному транспорту;
б. начать поворачивать колеса автомобиля до того, как включится разрешающий сигнал светофора;
в. двигаться как можно ближе к автомобилю, движущемуся впереди, а также поворачивающему налево;
г. несколько раз нажать слегка на педаль тормоза.
а. включить пониженную передачу;
б. оценить расстояние и время, имеющиеся у вас для совершения маневра;
в. проверить эффективность работы тормозов.
а. как быстро ваш автомобиль может набрать нужную для обгона скорость;
б. сколько автомобилей движется за вами;
в. сколько вы имеете времени для того, чтобы достигнуть пункта назначения;
г. материал, из которого выполнено покрытие дороги (бетон или асфальт).
а. подать предупреждающий сигнал переключением света фар;
б. увеличить скорость движения;
в. убедиться в том, что встречная полоса движения свободна на достаточно большом расстоянии.
а. меньше времени надо для его обгона;
б. большее расстояние нужно для выполнения обгона;
в. ближе к нему надо начинать обгон.
а. вы находитесь непосредственно за его автомобилем;
б. вы находитесь напротив левого крыла его автомобиля;
в. вы находитесь несколько впереди слева его автомобиля;
г. вы находитесь слева от задней части его автомобиля.
а. увеличивайте скорость и постарайтесь все-таки завершить обгон;
б. снижайте скорость и выезжайте на левую обочину дороги;
в. продолжайте обгон с прежней скоростью, одновременно подавая сигналы водителю обгоняемого автомобиля, чтобы он снизил скорость движения;
г. снижайте скорость движения и возвращайтесь в правый ряд за автомобилем, обгон которого вы начали.
а. внимательно наблюдать за пешеходами, выходящими на дорогу из-за стоящего транспорта;
б. увеличить скорость;
в. двигаться как можно ближе к стоящему транспорту;
г. резко нажать на педаль тормоза.
а. только в том случае, если имеется достаточное для остановки пространство впереди, а съехать с дороги нет возможности;
б. только в том случае, если вам кажется, что водитель встречного автомобиля не видит вас;
в. когда дорога скользкая и видимость ухудшена из-за погодных условий.
а. резко и сильно нажмите на педаль тормоза перед тем, как съехать с проезжей части;
б. поворачивайте рулевое колесо как можно более плавно;
в. продолжайте тормозить сразу после того, как выехали на обочину.
а. быстро перестроиться в транспортный поток на автомагистрали, так как имеете право приоритетного движения;
б. быстро занять ту полосу движения, по которой автомобили движутся с небольшими скоростями;
в. выбрать достаточно большой интервал в потоке транспорта, движущегося по автомагистрали, чтобы своим маневром не помешать движению других водителей;
г. действовать так, чтобы заставить других водителей уступить вам дорогу.
а. продолжайте движение на прежней скорости;
б. немного увеличьте скорость движения;
в. снизьте скорость движения до 40-50 км/ч;
г. оцените крутизну поворота и соответственно ей измените скорость движения.
а. двигаться с небольшим ускорением;
б. изменить скорость движения переключением передач;
в. притормозить;
г. постепенно замедлить скорость движения.
а. слегка нажмите на тормоз;
б. резко нажмите на тормоз;
в. перестаньте нажимать на педаль газа;
г. перейдите на пониженную передачу.
а. снижайте скорость движения значительно больше, чем при движении по такому же повороте, но имеющем неограниченную видимость;
б. продолжайте двигаться на той же скорости, с какой обычно проходите поворот такой крутизны;
в. увеличьте скорость для того, чтобы скорее проехать этот опасный участок дороги;
г. снижайте скорость до 10 – 15 км/ч.
а. продолжайте слегка снижать скорость до тех пор, пока не проедете поворот;
б. продолжайте двигаться на той же скорости, на какой проходили поворот;
в. начинайте увеличивать скорость для того, чтобы набрать скорость, с которой вы будете двигаться по следующему за поворотом прямому участку дороги;
г. сократите дистанцию до лидирующего автомобиля.
а. опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части);
б. опережение одного или нескольких транспортных средств;
в. опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения.
а. внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток;
б. внешние световые приборы;
в. специальные внешние световые приборы белого или бело-лунного цвета, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
а. движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства с выездом на полосу встречного движения;
б. движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства;
в. движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
а. водитель на дороге с круговым движением;
б. водитель на примыкающей дороге с круговым движением;
в. водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
а. фары ближнего света или дневные ходовые огни;
б. фары ближнего света вне населённых пунктах;
в. фары ближнего света или габаритные огни.
а. аварийная световая сигнализация;
б. световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет;
в. световой сигнал, представляющий собой кратковременное включение и выключение противотуманных фар.
а. детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка;
б. детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства;
в. детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств.
а. обгон всех транспортных средств;
б. обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски;
в. обгон всех транспортных средств, кроме гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.
а. подголовниками;
б. ремнями безопасности;
в. подлокотниками.
а. шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины;
б. шины различных размеров, конструкций. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины;
в. шины различных размеров, моделей, с различными рисунками протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
а. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями;
б. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности);
в. быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый).
а. уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства;
б. двигаться с прежней скоростью не изменяя траектории движения;
в. съехать на обочину и остановиться.
а. двигаться с прежней скоростью не изменяя траектории движения;
б. уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств.;
в. съехать на обочину и остановиться.
а. имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства;
б. с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства.
а. двигаться с прежней скоростью не изменяя траектории движения;
б. снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости;
в. съехать на обочину и остановиться.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ЭКЗАМЕНУ